/Соперничество Отеро и де Пужи

Соперничество Отеро и де Пужи

Непримиримое соперничество Отеро и де Пужи отражает эпизод, который по-разному пересказывается в ряде мемуаров и биографий. В неком заведении — шикарном ресторане Maxim’s или, скорее всего, гостинице на Ривьере — эти две женщины старались перещеголять друг друга в драгоценностях. Как и ее предшественницы-куртизанки, Отеро демонстрировала великолепные украшения — свидетельства любовных побед — на сцене и вне ее. Как-то Le Figaro писала, комментируя ее выступление: «Ее грудь покрыта драгоценностями более, чем грудь начальника протокола — медалями и крестами. .. Они у нее в волосах, на плечах, руках, запястьях, ногах и в ушах; когда она заканчивает танцевать, подмостки продолжают сверкать, будто на них упала, вдребезги разбившись, хрустальная люстра». Однажды за ужином испанка совершила эффектный выход, вся покрытая драгоценностями: ожерельями, браслетам, кольцами на каждом пальце и даже в тиаре, — и решила, что победа осталась за ней. Однако как она была унижена, когда Пужи появилась в черном платье и без единого украшения. Возгласы удивления уступили восхищенным аплодисментам, когда она отступила и все увидели ее горничную, головной убор и платье которой были сплошь расшиты бриллиантами. Утонченная куртизанка, которая, в отличие от горячей Отеро, окружала себя художниками и писателями, де Пужи могла позволить себе роскошь не разряжаться как рождественская елка. И все же даже она отправилась в тур, анонс которого звучал таким образом: «Лиана де Пужи появится на сцене в драгоценностях стоимостью миллион франков».

Состязательная демонстрация роскоши публично свидетельствовала о материализме и потакании своим прихотям, которые, как утверждала Симона де Бовуар, являлись ключевыми характеристиками куртизанки. В отличие от артистки, куртизанка не предстает на всеобщее обозрение и не ставит под сомнение социальный порядок. Скорее, она использует мир, какой он есть, для своей выгоды. Она отдает себя на суд мужчин и, делая это, подтверждает представление о женственности как пассивности. Однако эта пассивность и есть волшебство: «она пользуется имеющимися в ее распоряжении силами… стремится увлечь мужчин в одиночество отрезанности и во тьму имманентности». Описание де Бовуар, с одной стороны, звучит правдоподобно, но, с другой, игнорирует тот факт, что эти женщины были частью зарождающейся коммерческой сферы. Существовала целая индустрия, которая создавала их и подстегивала к ним интерес. Влиятельные любовники и поклонники приносили богатство и славу, а это служило рекламой их выступлениям. Волшебная сила, которой они обладали, определялась женственностью, коммерцией, театром и публичностью. Фантасмагория гламура стала коммерческой эстетикой иллюзии и очарования.

Артистки-куртизанки Belle Epoque жили на виду у всех, как современные знаменитости: любой их жест с готовностью освещался прессой, легенды и истории о них всегда были преувеличенными. Такие издания, как Gil Bias, L’Echo de Paris, Le Figaro и La Vie parisienne, процветали благодаря тому, что рассказывали массовой аудитории о звездах варьете. Стремясь заработать на своей известности, эти женщины старались завоевать симпатии французов, а также возбудить их любопытство. Хотя некоторые из прославленных артисток выступали в Лондоне, лишь в Париже их эротическая жизнь находилась под постоянным вниманием прессы и беспрестанно обсуждалась. Отеро, де Пужи и другие были настоящими звездами, их изображали на тысячах открыток в журналах и на плакатах. Фотоателье Reutlinger, например, специализировалось на изображениях, подчеркивающих женскую соблазнительность. Основанная в 1850 году, эта студия на Монмартре создавала журнальные иллюстрации, открытки и роскошно переплетенные альбомы с женщинами в чувственной и праздной обстановке: на пляже, в будуаре, в театре или на оживленном бульваре. На фотографии могла быть одна или несколько женщин, мужчины же непременно отсутствовали. В результате получалась «квинтэссенция изображения женственности самой по себе». Женщины, которых фотографировали, понимали, что участвуют в иносказательном, но несомненно эротическом показе. Среди моделей были и известнейшие куртизанки, но также и профессиональные актрисы, и множество неизвестных молодых женщин.