Французская революция стала поворотным пунктом в социальной и политической истории Европы. Изменения затронули и моду конца 18 столетия. Былая формальность ушла в прошлое, в том числе корсеты, тяжелые яркие ткани, броские украшения периода рококо. Теперь же французская мода, все так же образец для подражания для всей Европы, отражала надежду на новую эпоху, ориентированную на демократизм Древней Греции. Под влиянием этих идеалов и археологических раскопок Помпеи, этот период назвали неоклассическим. Этот стиль распространился и черпал вдохновение в европейских государствах, завоеванных французской армией. Консервативные британцы скопировали моду, однако в моде также были британский милитаризм и джентльменский стиль, поскольку вся Европа находилась в состоянии войны после последнего поражения Наполеона в 1815 году. Однако основоположниками новой моды были не только французы. Главным движущим фактором стало направление романтизма, берущее начало в сентиментальных пасторалях французского художника Жана-Оноре Фрагонара и философа Жана-Жака Руссо.
Главным образцом одежды эпохи неоклассицизма в 1780-1820 гг. стало платье покроя «рубашка». Легкое муслиновое или хлопчатобумажное ниспадающее одеяние впервые появилось во Франции в 1780-е гг.
Модели многочисленных портретов Луизы Элизабет Виже-Лебрен изображены в этом свободном простом и удобном платье, подчеркивая идеологическую связь владелицы с природой. Такое платье носилось без подшивки, с небольшой опорой для груди, облегая женские формы и обнажая лишь молочную белизну бюста. Однако такой наряд не подходил для двора, где продолжали носить robe à la française.
Платье-рубашка взошло на пьедестал после Революции. Платья в стиле ампир шили из легкого муслина, который завозили из Индии в Англию, а затем во Францию. Предпринимались попытки производства ткани внутри страны, а во время наполеоновских войн индийские материалы были в стране под запретом. Однако в погоне за модой местные жители обходили этот закон, заказывая ткань из Испанских Нидерландов, куда продолжали импортироваться индийские материалы.
Платье-рубашку можно было носить с перекрестом на груди или с круглым вырезом, но всегда с завышенной талией. Ленты и вышивка с орнаментом в виде меандра располагались под бюстом, а после поражения Наполеона прусскими войсками в 1806 году в моду вошла меховая оторочка. Вечерние платья имели короткие рукава и дополнялись длинными белыми перчатками, тогда как дневные наряды имели более практичные длинные рукава и шились из более тяжелых материалов. Для теплоты использовались шали из индийского кашемира и жилеты без застежки с пряжками в военном стиле, обшитые галунами.
Раньше в драпировке распашных платьев-мантий были спрятаны карманы. Покрой же платьев в стиле ампир не предусматривал карманов. В моду вошли небольшие сумочки и ридикюли. Такие ридикюли, известные как balantines и indispensables, шили из ткани, ажура или пряжи, они послужили основой для современных дамских сумочек. Узоры ридикюлей отражали неугасающий интерес к экзотике, который в дальнейшем поддерживала императрица Жозефина, родившаяся на Мартинике. Souliers (низкие туфельки с закругленным носом) и сандалии в гладиаторском стиле вытеснили каблуки эпохи Людовика. Прически стали копировать с античных греческих статуй, собирая волосы в пучок на затылке и обрамляя лицо тонкими локонами. Вместо экстравагантных перьев и цветов эпохи рококо в волосы вплетали драгоценные камни и украшали тиарами в стиле древнеримских замужних женщин.