/Городской стиль одежды — английский джентльмен
английский джентльмен

Городской стиль одежды — английский джентльмен

В конце 18 столетия сформировавшийся британский стиль начал свое шествие по странам Европы. На развитие такого стиля оказал влияние собирательный образ Джона Булля, простоватого фермера, изображенного в памфлетах сатирика-публициста Джона Арбетнота. Лондонские портные, такие, как Мейер, Вестон и Шульц, уделял и особое внимание покрою и фасону, ставя их выше претенциозности французского двора. В их руках шерстяная ткань становилась инструментом формирования мужского силуэта.

Традиционные занятия сельских жителей — охота и стрельба — нуждались в практичной и прочной одежде. Шелк и атлас, кружевные оборки, кружевные чулки и напудренные парики ушли в небытие, сменившись шерстяными и камвольными изделиями, подогнанными по фигуре для ведения свободного сельского образа жизни. Шерстяной плащ с медными пуговицами, жилет, бриджи для верховой езды желто-оранжевого цвета, заправленные в сапоги, и высокая короткополая шляпа составляли практичный гардероб сельского жителя.

Стараниями лондонских портных такой облик трансформировался в изысканный городской стиль. Шерсть, в отличие от шелка, хорошо растягивалась и облегала фигуру, а главный предмет мужского гардероба в этот период — жакет — подчеркивал мужественность. Местное производство шерсти и автоматизация вязального и прядильного процессов обеспечивали наличие основного продукта, который опытные портные могли использовать по максимуму. Английский денди «красавчик» Браммел стал законодателем моды. Считаясь образцом хорошего вкуса, он служил идеалом эпохи и образцом мужественности — широкие плечи, худощавое телосложение и длинные ноги в совокупности напоминали древнегреческую статую.

Браммел пропагандировал личную гигиену, ежедневно чистил зубы, брился и принимал ванну. Именно он стал впервые крахмалить шейные платки. В начале 19 столетия шейные платки существовали в двух версиях: сложенный галстук, обвязываемый вокруг шеи и завязываемый самыми разнообразными способами, и жесткий широкий галстук, плотно облегающий шею, закрепленный на крючок сзади. С 1810 по 1820 гг. широкие шейные платки стали очень замысловатыми — среди них «восточный» галстук, «математический», «бальный зал» и «конский воротник». Такие галстуки носили с очень высоким воротником, иногда достигавшим уровня глаз — так называемых «моргалок» — чтобы носить такой галстук, требовались абсолютно ровная осанка и чувство превосходства. Браммел всегда носил плащи синего цвета, несмотря на то, что в моде были жилеты и брюки других цветов.

В вечернее время ботинки сменялись бальными туфлями, которые надевали вместе с шелковыми чулками или панталонами. Под влиянием военной формы облегающие панталоны шили из материала, скроенного по диагонали, или из шерстяной пряжи. Закреплялись они у подошвы и украшались черным кружевом. Натуральная кожа и кремовый оттенок как будто обнажали кожу, подчеркивая грациозность мужской фигуры.

Появляются разнообразные усложненные варианты шейных платков и галстуков. Длительный процесс крахмаления и создания складок становится частью повседневного ритуала.

В Британии наступает эпоха Регентства: принц Уэльский вступает на трон после того, как король Георг III признан безумным. В лондонском Карлтон-Хаусе устраиваются экстравагантные вечеринки, посвященные празднованию Регентства.

Луддиты разрушают машины и оборудование в главных промышленных регионах Англии: Восточном Мидленде, Ланкашире и Йоркшире.Красавчик Браммел отправляется на континент в поисках спасения от кредиторов. Впоследствии его арестовывают за долги и сажают в тюрьму. Он умирает от сифилиса в психиатрической лечебнице.

В Манчестере происходит бойня при Петерлоо, конная милиция стреляет в толпу, собравшуюся, чтобы выдвинуть требования предоставления всеобщего избирательного права.

Костюм английского денди

Образ денди, представляющий новую систему воззрений аристократов, основанную на подражании совершенным формам, наблюдаемым в древнегреческих статуях, в эпоху Регентства (1811-1820) был лишен излишней декоративности и безвкусных украшений предыдущих лет. Теперь основной целью было подчеркнуть достоинства силуэта с помощью точной подгонки. Двубортный пиджак из шерстяной ткани шили по плечам и кроили высоко на уровне талии, дабы привлечь внимание не только к торсу, но и к ногам в гладких облегающих панталонах. Нечто среднее между бриджами и штанами, они являлись главным акцентом костюма. Высокий шов на уровне паха удерживался с помощью застежек на талии и держателем для ткани под подошвой, образуя слонку. Изначально панталоны были выкроены для кавалерии и потому подходили для верховой езды. Сами по себе они как будто принуждали владельца «одеваться с одной стороны». Накрахмаленный белый шейный платок спрятан за высокими лацканами пиджака. По ширине он был размером с подошву и потому нуждался в определенном количестве складок, чтобы аккуратно прикрыть шею. Такой ритуал занимал немало времени — иногда целые часы и бесчисленные тщетные попытки. Украшенный пуговицами жакет расстегнут, обнажая оборки сорочки, а поперечный крой, пересекающий фигуру, аналогичен таковому на линии талии.

Сложно завязанный шейный платок

Крахмал препятствовал впитыванию грязи и делал ткань более жесткой. Квадратный отрез складывали в полоску и оборачивали вокруг шеи, а затем завязывали спереди. В сочетании с очень высоким воротником такой стиль требовал невероятно строгой осанки.

Новые варианты кроя

Подушечки между подкладкой и верхней тканью визуально увеличивали грудь, а небольшие проймы сзади заставляли владельца держать плечи расправленными, приучая его к военной выправке.