/Блеск в одежде
Блеск в одежде

Блеск в одежде

Блеск, который был отличительным признаком высшего класса, присвоили новые люди, которых плодило то время. Золя описывает великолепную гостиную в доме Мюффа, в которой «хрустальные люстры и подвески зажигали огнем роскошные зеркала и ценную обстановку», обеспечивая идеальную рамку для ослепительного большого праздника. Начались танцы: «светлые платья мелькали на темном фоне мужских фраков; в ярком свете люстр, на этом движущемся море голов искрились бриллианты, трепетали уборы из белых перьев, распускался целый цветник сирени и роз».

Золя дотошно описывает дом Нана. Поразительно, как похож этот ералаш из времен и цветов на восточный декор универсального магазина в романе «Дамское счастье», написанном через два года. Особняк в стиле возрождения куплен специально для Нана, полностью меблированным, «переполненным всевозможными безделушками, с необыкновенно красивыми восточными штофными обоями, старинными буфетами, большими креслами в стиле Людовика XIII». (Пример Нана буквально подтверждает расхожее представление о том, что содержать куртизанку было так же сложно и затратно, как купить дом и полностью его обставить.) Нана «очутилась на фоне очень изысканной художественной обстановки, представлявшей хаос всевозможных эпох». В маленькой гостиной рядом со спальней находилась «масса предметов разных стран и всевозможных стилей». Такая эклектичность идеально соответствовала буржуазному вкусу. Вкусы самой Нана, бывшей цветочницы, «которая любила мечтать перед витринами пассажей», были, очевидно, близки «кричащей пышности», хотя почти ничто не было вульгарным или аляповатым. По мере того как ее экстравагантность растет, роскошь громоздится на роскоши, ее относительная сдержанность растворяется в оргии излишеств и блеска.

Одним из символов куртизанки стала неразрывная связь драгоценных камней и обнаженной плоти — союз, окончательно оформившийся во время Второй империи. На сцене театра «Варьете» в начале своей стремительной карьеры Нана появляется лишь в тонкой белой тунике: ее рыжие волосы, пышная грудь, крепкие ляжки, широкие бедра и округлые плечи пленяют многих. Хотя признанные куртизанки в значительной степени скрывали свое тело, соблазнительная внешность оставалась их оружием. «Мужчины, которые покупают любовь, исследуют товар, прежде чем взять его», — пишет Готье Дювалю. В 1864 году Кора Перл появилась на балу, прикрытая лишь длинными рыжими волосами. Ла Баруччи опоздала на один час на встречу с принцем Уэльским и в качестве извинения повернулась к нему задом и показала свои голые ягодицы — бесплатное зрелище ее лучшей части тела, сказала она. Алис Ози пришла почти голой на один спектакль — на ней красовалась лишь тиара стоимостью 200 тысяч франков. Вокруг куртизанок всегда гремели скандалы, эти женщины бросали вызов обществу и пародировали добропорядочность.