/Мир вышивки: виды и история
мир вышивки

Мир вышивки: виды и история

Вышивка бисером

В 17 веке в Европе вышивкой бисером украшали салфетки для подносов, зеркальные рамы, маленькие сумочки или кошельки и картины. В Италии переднюю часть алтарей в храмах иногда делали из стекляруса цилиндрической формы. В Венеции, которая славилась предметами роскоши, делали и бисер, продавая его по всему свету. В Англии рисунок вышивки бисером напоминал рисунок рельефной вышивки. Эффект выпуклости достигался тем, что бисер нанизывали на проволоку и обвивали ее вокруг металлического каркаса, создавая фигуры лебедей, оленей и цветы.

В 18 и 19 веках француженки создавали изящные вышивки бисером, названные “сабль”, потому что мелкие бисерины напоминали песчинки. Создавались декоративные панно с различной цветовой гаммой, достигаемой за счет использования очень мелкого цветного бисера. В 17 веке в технике “сабль” делали мешочки, кошельки и сумочки. Пестрые деревянные шкатулки, обтянутые вышитой бисером тканью, часто с вышитым девизом, дарили на память. В начале 19 века вышивкой бисером иногда украшали мужские подтяжки и вязаную детскую одежду. К 50-м годам 19 века вышивка бисером достигла наибольшей популярности. Накидки на скамеечки для ног, каминные экраны, салфетки на подносы, стеганые покрышки на чайник, домашние туфли, кисеты, молитвенные подушечки вышивались цветным бисером. Чтобы добиться светового эффекта, делали вкрапления прозрачных или металлических бусин.

Последний всплеск интереса к вышивке бисером пришелся на 20-30-е годы 20 века, в период распространения декоративного стиля.

Вышивка стебельчатым швом и рельефная вышивка

Рельефная вышивка выполняется путем наложения на основу ниток, кусочков ткани, кожи, бумаги или шерсти с последующим вышиванием толстым стебельчатым швом, в результате чего образуется рельефный рисунок. Во Франции и Италии рельефную вышивку делали давно, главным образом для церковных облачений и парадной одежды. В Англии рельефную вышивку делали главным образом в 17- ми 18 веке. Ею украшали шкатулки, оправы биноклей и вышитые картины. Эти изделия очень любили за их наивную прелесть. Рисунок представлял сцены из придворной и королевской жизни, вышивка выполнялась ярким шелком, украшалась мелким бисером, кораллами, иногда слюдой.

Вышивка шерстью

В Англии и Северной Америке были популярны балдахины, вышитые шерстью по бумазее натурального цвета (льняная основа, хлопчатобумажный уток). Для вышивания использовали шерсть с двойной крученой нитью. Вышитые балдахины впервые появились в 17 веке, и их четкий рисунок в стиле барокко, с обилием листьев и цветов на изогнутых стеблях, оказал влияние на рисунок цветных набивных ситцев для балдахинов, разработанный в Индии с целью экспорта в Европу. Для вышивки шерстью часто использовали мотивы древа жизни. К 18 веку появились более мелкие детали вышивки, отражавшие вкусы заказчика. Развитие стиля рококо в Англии и Соединенных Штатах позволили перейти от вышитых шерстью балдахинов к легким светлым тканям с диагональным рисунком.

Берлинская вышивка шерстью

Когда в конце 18 века возникла мода на вышитые картины, в Берлине с 1804 года начали продавать бумажные квадраты с напечатанными цветными рисунками для вышивки по канве. С 1810 года продавец гравюр Виттих стал вывозить эти трафареты в другие страны. Использование трафаретов для вышивания быстро распространилось в Европе и Северной Америке. Их популярность (свыше 50 лет) объясняется тем, что при вышивании углы трафарета просто совмещались с углами ткани, переносить рисунок на ткань не требовалось. К 1860 году появились анилиновые красители, и стали преобладать яркие тона — пурпурный, зеленый, кричаще оранжевый, желтый и розовый. Во многих журналах и книгах по вышиванию печатались рисунки для диванных подушек, каминных экранов, картин, шнурков для звонка, сумочек и домашних туфель. Рисунки для вышивания продавали в галантерейных лавках и универсальных магазинах. При желании можно было вышить более крупные вещи — ковры, скатерти, обивочные ткани и церковные облачения.

Типичные сюжеты берлинской вышивки шерстью — сентиментальные сцены из популярных романов, сюжеты из Библии, любимые животные, птицы или цветы. В Англии в технике вышивки шерстью заново создавались работы художника-анималиста Эдвина Лансира, копировались портреты королевы Виктории и членов королевской семьи (часто в шотландских национальных костюмах). Применение техники разрезного ворса позволяло получить рельефный рисунок вазы с цветами или корзины с фруктами.

Образцы вышивки

Образцы стали собирать, чтобы сохранить швы и рисунки для вышивания. Европейские образцы 16 века представляют собой собрания рисунков, выбранных случайно, независимо от отношения к ним. Обычно выбирали хорошо обработанные льняные ткани, позволяющие легко считать нити, на которых был хорошо виден каждый стежок. На рисунки, представляющие интерес, либо на сложные рисунки наносились буквы и цифры, позволявшие впоследствии ссылаться на них.

Образцы вышивок 17 века были длинными и узкими и содержали рисунки, расположенные в горизонтальных рядах. Образцы стежков и узоров кружева вышивались нитками по белой льняной ткани. Рисунок каймы и точечный рисунок (детали узора, разбросанные по однотонному фону) вышивались цветным шелком.

В 18 веке образцы стали шире и короче, появились живописные рисунки — дома, сады, деревья, цветы, животные. В рисунках обычно встречались стихи, превозносившие добродетели или напоминавшие вышивальщице, как опасна суетность и быстротечна жизнь. Часто на образце указывалось имя или инициалы вышивальщицы, ее возраст и время окончания образца.

Сохранились прекрасные образцы штопки 18 века, демонстрирующие различные способы починки и умение мастериц работать с цветным шелком и льняными нитками. Штопка сделана так искусно, что ее почти не заметно. К концу столетия появились образцы карт. Карту рисовали на шелке, и ребенку оставалось только вышить ее — вышивая береговые линии, границы и названия городов, ребенок учил географию. В Соединенных Штатах были сделаны образцы глобуса. Они представляли собой сферические поверхности, обтянутые шелком, на которых была вышита карта мира с обозначением линий долготы и широты.

Постепенно функции образцов устаревали. Сначала они служили “памяткой” для опытного мастера, а потом превратились в наглядные пособия, по которым детей учили читать и считать. Дети из зажиточных семей для вышивания пользовались цветной шерстью и шелком. Сироты и дети из бедных семей вышивали черной шерстью буквы и цифры на образцах, содержавших изречения из церковных книг.

К середине 19 века образцы стали больше, их вышивали яркой цветной шерстью, вероятно, под влиянием берлинской вышивки. На образцах появился вышитый рукописный шрифт и заглавные буквы.