Итальянские кружева для одежды

РАННИЕ КРУЖЕВА

В 16 веке кружева были предметом роскоши. В 1550 году знатные дамы занимались плетением кружева по альбомам с образцами. В Италии, в основном в женских монастырях, начали делать кружева на продажу. Во Фландрии кружева делали мастера-надомники, а потом их продавали торговцы. Для плетения кружева чаще всего использовали льняные нитки из-за их эластичности и прочности. Кроме того, изделия из льна легко стирались. Делали цветные шелковые кружева и кружева с золотой и серебряной нитью для аристократии и членов королевских семей. Однако образцы этих кружев почти не сохранились (первые истлели, а вторые ломали и продавали драгоценные нити по цене скрапа).

Во второй половине 16 века техника “игольного” кружева и техника плетения на коклюшках стали развиваться независимо друг от друга. Во Фландрии и Италии наладили коммерческое производство кружева.

ТЕХНИКА “ИГОЛЬНОГО” КРУЖЕВА

Техника “игольного” кружева развилась на основе вышивки на льняной ткани по заранее подготовленной сетке. При соединении двух кусков ткани по кромке оставляли расстояние между кромками и расширяли его декоративной строчкой. Из льняной ткани вырезали куски, образуя рисунок, который сначала называли трафаретом. Сетка, образуемая декоративной строчкой, позволила значительно расширить возможности вышивки. На льняной основе продергивали целые куски, создавая тонкую сетку из ниток, которые тщательно отсчитывали, обычно по две. Столбики сетки обшивали строчкой с обводкой или петельным швом и получали новый ажурный рисунок.

Геометрические границы сетки удалось преодолеть в начале 17 века, когда появились “игольные” кружева произвольного рисунка с воздушными петлями. На пергамент наносили тонкий ажурный рисунок, контуры которого наметывали, а сплошные части рисунка медленно заполнялись стежками в технике “игольного” кружева. По окончании работы готовое кружево снимали с пергамента.

ТЕХНИКА ПЛЕТЕНИЯ НА КОКЛЮШКАХ

Вероятно, техника плетения на коклюшках берет свое начало от способа плетения “тесьмы” (шнура или шнурков в современных ботинках). “Тесьма” использовалась для украшения и имела утилитарное назначение. Чтобы нити не спутывались, их наматывали на шпульки или коклюшки, группируемые определенным образом. Коклюшки перемещали взад и вперед, сплетая нити, образующие узор. На подушке для плетения кружева булавками был наколот трафарет. По мере плетения булавки перекалывали выше.

КРУЖЕВА 17 ВЕКА

В 17 веке выделялись фламандские, миланские и женевские кружева, плетенные на коклюшках; итальянская “сеточка” из воздушных петель, венецианские и французские “игольные” кружева. На смену зубчатой кружевной отделке на рюшах и манжетах 16 века в начале 17 века пришла кружевная отделка по краю в стиле “Ван Дейк”. Длинные закругленные фестоны 1630-х годов уже в 40-х годах 17 века перешли в отделку с волнистыми краями. В 1650-х годах края одежды стали отделывать широкими ровными кружевами.

Итальянские кружева. Итальянское “воздушное” кружево было особенно распространено в первой половине 17 века. Его широко использовали для отделки воротников и манжет, тонких льняных изделий и церковного облачения. После 1650 года в моду вошли рельефные «игольные» кружева. Выпуклый узор получали, кладя строчку по мягкой прокладке, образованной несколькими слоями толстых ниток. С 1660 по 1680 годы были в моде кружева в стиле барокко — розовые кружева и редкие кружева “слоновая кость”, названные так потому, что их глубокий рельефный рисунок с краями, отделанными тонкими петлями или зубчиками, напоминавшими снежинки. Коралин, венецианское гладкое «игольное» кружево с рисунком, напоминавшим отростки кораллов, также был распространен в 1690-х годах Купцы, продававшие фламандские кружева, легко приспосабливались к требованиям клиентов, улавливая веяния моды и продавая кружева, плетенные на коклюшках, на протяжении всего столетия.